Новости
4 августа 2017, 23:04

Отец советской космонавтики

Давайте продолжим наше историко-топонимическое путешествие и отправимся на еще одну «космическую» улицу – Королева. На карте нашего города она появилась 28 лет назад. 14 февраля 1989 года исполком городского Совета народных депутатов на основании предложения ЦК КПСС и по просьбе жителей улицы Жданова принял решение переименовать ее в улицу академика Королева. Предмет нашего внимания располагается в микрорайоне Центральный (ниже Серова). Надо сказать, что человеку, впервые попавшему в эту часть города, найти улицу Королева не так-то просто: на многих зданиях до сих пор висят таблички со старым названием – Жданова. Несмотря на эту путаницу, я все же сориентировалась и прошла улицу целиком.Что на ней имеется примечательного? Кроме частных строений и нескольких многоквартирных домов весьма непрезентабельного вида, здесь находятся детский сад, продуктовый магазин. Есть детская площадка, большая хоккейная коробка. Из природных объектов – прудок, заросший ряской, и в самом конце улицы – дубовая роща, примыкающая к территории старого кладбища.А сейчас подробнее о человеке, в честь которого названа эта улица. При жизни его имя было засекречено, поэтому на официальный запрос Нобелевского комитета, кто является автором первого в истории Земли спутника, Хрущев ответил: «Советский народ». Хотя в данном случае у народа была конкретная фамилия. Итак, наш сегодняшний рассказ – о конструкторе, создателе советской ракетно-космической техники Сергее Павловиче Королеве.Родился он 12 января 1907 года (нынешней зимой исполнилось 110 лет со дня рождения ученого) в Житомире в семье учителя Павла Яковлевича Королева. Мальчику было около трех лет, когда родители развелись. По решению матери маленького Сережу отправили в Нежин к бабушке и дедушке. Там в 1911 году он впервые увидел полет на аэроплане русского летчика Уточкина, что произвело на него неизгладимое впечатление.В 1917 году Сергей пошел в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать и отчим. В гимназии учился недолго – ее закрыли, потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома.Еще в школьные годы Сергей Королев отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922-1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах. В 1921 году познакомился с летчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 – как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт, Королев за два года освоил общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он перевелся в Московское высшее техническое училище им. Баумана.За время учебы в МВТУ С.П. Королев получил известность как авиаконструктор. Спроектированные им и построенные летательные аппараты – планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета – показали незаурядные способности студента.После знакомства с К.Э. Циолковским и его работами Сергея Павловича особенно увлекли полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. В 1931 году С.П. Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф.А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которую Королев возглавил в мае 1932 года. Под его руководством запущены первые советские ракеты на гибридном топливе «ГИРД-09» и на жидком топливе «ГИРД-10». В 1933 году С.П. Королев – заместитель директора Реактивного научно-исследовательского института, в 1936 – главный конструктор отдела по разработке ракетных летательных аппаратов.В 1938 году Королев был арестован по обвинению в участии в троцкистской организации и во вредительстве и приговорен ОСО НКВД к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В 1939 году он попал на Колыму, на золотой прииск Мальдяк. Осенью 1940 был переведен в новое место заключения – московскую спецтюрьму, где под руководством А.Н. Туполева, также заключенного, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королева в 1942 году в другое КБ тюремного типа – при Казанском авиазаводе, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. В 1944 году С.П. Королев был досрочно освобожден (реабилитирован только в 1957 году). В августе 1946 года он был назначен главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного для разработки баллистических ракет дальнего действия, и начальником отдела № 3 НИИ-88. Первой задачей, поставленной правительством, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета: до 3000 км. В 1948 году С.П. Королев начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 и в 1950 году успешно сдает ее на вооружение.В течение одного только 1954 года Королев одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1, заканчивает работу над Р-5, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М – с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и ее морскому варианту Р-11ФМ.В 1956 году под руководством С.П. Королева была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны.В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7, имевшая две ракетных ступени. Это тоже была победа Королева и его сотрудников.В 1955 году (задолго до летных испытаний ракеты Р-7) С.П. Королев, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой был назначен С.П. Королев.Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций Королев разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей.4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полет имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли.В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй – для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий – с целью фотографирования обратной стороны Луны. В дальнейшем С.П. Королев начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы.12 апреля 1961 года Королев снова поражает мировую общественность. Создав пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полет человека – гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки испытывать.Вслед за первым полетом Гагарина 6 августа 1961 года Г.С. Титовым на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился одни сутки. Затем совместный полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Г. Николаевым и П.Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь.На следующий год – совместный полет космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года – изучается возможность полета в космос женщины. За ними – с 12 по 13 октября 1964 года – в космосе экипаж из трех человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 года во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А.А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Ее прообразом явился принципиально новый космический корабль «Союз».В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета пре-дусматривались автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз». Он скончался в Москве 14 января 1966 года в результате неудачно проведенной хирургической операции. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Подготовила Светлана СОКОЛОВА. Фото автора. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ √ Несмотря на практичный ум, Королев был суеверным человеком. В его саду висела подкова на счастье, а после нескольких неудачных стартов, случившихся в понедельник, он решил больше не назначать полеты на этот день недели. Он не любил, когда на площадке во время запусков были женщины, а в кармане держал две монеты – их он перебирал, когда сильно нервничал.√ Заветной целью Королева было путешествие на Красную планету. Конструктор составил так называемый план «космического наступления», в который входила экспедиция на Марс. Хрущев идею одобрил, но позже свое мнение переменил, существенно сократив финансирование проекта. Однако полностью от своих намерений Королев отказываться не стал и продолжил работу над реализацией мечты.√ В том самом плане «космического наступления» был еще один важный пункт. Королев готовился организовать первую экспедицию на Луну и построить на спутнике Земли поселение. Но после прихода к руководству Леонида Брежнева лунной программе начали уделять куда меньше внимания. Нытва, улица Королева.
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg